Герман Арутюнов: Книга «Вечные ценности»

АННОТАЦИЯ к книге «Вечные ценности»

Вечные ценности определяют образ жизни каждого из нас, хотим мы того или нет. Они как бы опыляют нашу жизнь, как пчелы опыляют растения. Они входят в наше сознание с детства и влияют на все наши поступки, на нашу судьбу. Это навигаторы, которые не видны, но, влияя на наше сознание, помогают ориентироваться в момент выбора и принятия решений, поддерживает нас в сложные минуты.

Мы не задумываемся об этом, но определенное количество вечных ценностей, усвоенных нами с детства, всю жизнь сохраняют для нас лестницу в небо, работают в нас как крылья, позволяющие парить над землей. Они формируют наш духовный рейтинг, наше творческое лицо. И наоборот, отказ от них держит нас у подножия духовной лестницы, заставляя больше смотреть себе под ноги и думать о выгоде.

Что делает нашу жизнь яркой и запоминающейся? Ощущение, что есть в ней нечто загадочное, необъяснимое, непостижимое. Как в истине, как в пламени костра, как в однообразном и повторяющемся накатывании волн житейского моря.

Вечные ценности, как эти волны, движутся мимо нас, повторяясь, как движение стрелки на циферблате невидимых часов. Мы постоянно освещаем их фонарем познания, но зачастую скользим по ним рассеянным сознанием, как скользит лодка по волнам.

Что собой представляют эти ценности, почему их называют вечными и как влияют на нашу жизнь? Об этом размышляет автор этой книги, не навязывая своего мнения, но предлагая задуматься. Об этом же говорит надпись на обложке книги: «Для тех, кто любит думать».

От автора

Все ищут рецепты лучшей жизни. Такой, чтобы чего-то добиться, прожить именно свою жизнь, а не чужую, реализовать свои возможности, причем, не преступным путем, а достойно, приумножая количество не врагов, а друзей. Оказывается, не надо ничего изобретать и придумывать что-то новое – все новое это хорошо забытое старое. Нужно пропускать через себя вечные ценности.

Правда, они, как и народный эпос, имеют свой секрет. Не попадешь в нужный ритм, самая великая ценность покажется ерундой, с вечными ценностями нельзя обращаться бесцеремонно, с ними надо церемониться, то есть читать про них, осмысливать их, обдумывать.

Это не фастфуд, это духовная пища, отобранная временем и потому очень концентрированная, как лекарство и даже как яд. Поэтому желательно усваивать каждую вечную ценность через обряд, ритуал, то есть ряд последовательных повторяющихся действий. Как в кино, где несколько картинок, двигающихся перед нами одна за другой (16 или 24 кадра в секунду) вдруг превращаются в живую картину.

Каждая тема в книге – описание вечной ценности. И каждая ценность (верность, вера, мечта, простая жизнь или вещи из домашнего музея), как часто повторяющиеся слова, так или иначе проявляется в жизни многократно, то есть повторяется, и тем самым как бы заключает сама себя в энергетическое кольцо.

Не случайно великий реформатор Мартин Лютер 500 лет назад, истово желая, чтобы вечные ценности дошли до людей, начал перекладывать слова Евангелия на стихи-псалмы, а стихи эти в свою очередь клал на музыку, надеясь, что все люди когда-нибудь будут петь эти псалмы, пропуская священные слова через свою душу. По сути своей таковы же и все молитвы, которые верующие пропевают в храме или дома. Не потому ли они верят? Повторяют одни и те же слова, неосознанно замыкая их в энергетическое кольцо, и чувствуют нечто высшее, что позволяет ощущать, что  за этой жизнью стоит еще какая-то, пока не постижимая для нас.

Вечные ценности – как повторяющиеся вехи вдоль дороги жизни. Мы узнаем эти вехи с детства через рассказы взрослых и, видя их, нам легче двигаться по дороге собственной судьбы.

Человеку во все времена нужны были какие-то ориентиры в жизни. До письменности это были передающиеся из уст в уста негласные правила поведения, духовные ценности, помогающие жить. С появлением письменности у

разных народов эти ценности сконцентрировались в виде заповедей, которые были нанесены на каменные доски – Скрижали.

До нас дошли 10 заповедей, которые даны Богом Моисею на горе Синай, и вошли в Ветхий Завет. Потом Христос добавил к ним ещё одну, объединив смысл предыдущих заповедей: «Да любите друг друга». 10 заповедей Ветхого Завета на скрижалях считаются основой веры.

В изобразительном искусстве знаменитые каменные доски, на которых были записаны заповеди,  обычно изображают в виде раскрытой книги или ветхих плит с закруглёнными верхними углами.

Вечные ценности, записанные на скрижалях, и те, что в скрижали не вошли, но передаются из уст в уста  – это как  ось координат или ориентиры, которые не видны, но помогают жить, собраться в момент выбора или принятия решения, защищают от уныния и отчаяния..

Заповеди это, возможно, самые часто повторяющиеся вечные истины, которые люди всегда пытались передать своим детям и внукам, а те — уже своим. Причем, неоднократно повторяя. Поэтому они заключают в себе волшебный механизм повторов, который лежит в основе всех магических обрядов и ритуалов. Каждый повтор как магнит в замкнутом энергетическом кольце, придающий ускорение двигающемуся по кольцу предмету.

Не случайно в нашей жизни есть такое понятие как Дежа вю (в переводе с французского означает «уже виденное»). Это повторяющиеся действия, когда кажется, что что-то уже было. Это психическое состояние, при котором человек, находясь в определенном месте и в определенное время, испытывает ощущение, что он уже был в подобной ситуации, и в этот момент ему кажется все знакомым..

Не случайно впечатление от Дежа вю может быть таким сильным, что воспоминания о нём могут сохраниться на годы.  Потому что включаются высшие слои нашей психики, которые играют очень важную роль в жизни.

Парапсихологи объясняют Дежа вю теорией реинкарнации, то есть, если человек проживает не одну жизнь, а несколько, то он может вспоминать некоторые эпизоды одной из них.

Генетики объясняют Дежа вю проще – работой нашей генной памяти, растворенной в крови, которая хранит информацию о жизни всех наших предков, вплоть до Адама и Евы.

А мне хотелось бы обратить внимание именно на повторы, с которыми связано явление Дежа вю. Без повторов нет и Дежа вю. То есть потому и вспоминаются нам ситуации, в которых, кажется, мы уже были, что повторы у нас в крови, как основной механизм жизни, превращающий материальное в духовное.

Это происходит, поскольку человек – существо сакральное, магическое, помимо материального мира несущее в себе и духовные миры. Повторы же это тоже нечто магическое, переключающее наше сознание с обыденного на сакральное.

На повторах строится любой физический труд, который собственно наряду с речью и выделил человека из животной среды, озаряя монотонность и однообразие вспышками энергии, как озаряется трение дерева о дерево языком пламени. Тот самый физический труд, без которого невозможно никакое созидание и тем более творчество. К которому в нашем обществе раньше относились с уважением, прививали любовь, а теперь масскультура формирует к нему негласное пренебрежение, если не презрение, все теле, радио и газетные рекламы нацеливают на быстрый и легкий успех.

Не случайно в противовес умалению труда энтузиасты создали в Москве театр труда, цель которого не только вернуть уважение к труду, но и пробудить у молодежи интерес к исконно простым рабочим профессиям: кузнечному делу, плотничеству, гончарству, рукоделиям, чтобы дети вновь стали мечтать о том, чтобы стать геологами, трубочистами, врачами или пожарниками. Театр, где герои – увлеченные люди с горящими глазами, двигающие вперед свое дело, а вместе с ним мир, жизнь. Театр, где снова со сцены звучат слова о том, что высокие цели нужны прежде всего нам самим.

Любой, даже самый скучный, однообразный и монотонный труд, как обряд, магичен и сакрален, потому что несет в себе повторы. Они как круг свечей, которые зажигают по очереди, и, когда все они горят, становится виден сверкающий огненный круг  —  символ мировой энергии.

На повторах держится стабильность любых действий в нашем материальном мире, будь то движение планет, возникновение и исчезновение целых галактик  или движение небесных тел по орбитам. Поэтому и на планете Земля все построено на повторах, начиная с восхода солнца и кончая его закатом. Собственно и действия каждого из нас, отражая повторы в природе, тоже повторяются: просыпание, засыпание, движение, еда, сон и так далее.

Если мы поймем, что повторы не скучны, а часть волшебного механизма жизни, механизма нагнетания энергии и насыщения ею пространства, пробоя рутины и воспламенения материи, то это изменит наше отношение к жизни, ко всем ее монотонным повторяющимся моментам, а также к труду, к которому можно относиться не как к тягостной обязанности, а как к источнику энергии.

Тогда талантливые люди, которые сейчас, возмущаясь монотонностью труда и жизни, уклоняются от работы, уходят в загул или идут на преступления, будут, зная, как это делается, извлекать из монотонности энергию и испытывать творческие озарения.

Тогда при монотонном труде не надо будет считать минуты, дожидаясь, чтоб только поскорее все закончилось. Как не испытывали скуки жрецы в храмах Вавилона и Древнего Египта, а также друиды, предки славян в святилищах,  от монотонно однообразных, повторяющихся действий религиозных обрядов, как не испытывают скуки священнослужители сейчас, участвуют в современных монотонных обрядах, составляющих церковное богослужение..

Вечные ценности – это тоже повторы, но повторы не обычные, а выдающиеся, сакральные, повторы самого важного в жизни духовного опыта, что выделил человек за всю историю своего развития.

Неспроста ряд психилогов полагает, что Дежа вю играет роль механизма нашей самозащиты. То есть когда мы находимся в неловкой ситуации или в незнакомом нам месте, то автоматически начинаем искать повторы, то есть какие-то знакомые вещи или предметы, чтобы поддержать свой организм в момент психологического стресса.

Вечные ценности, постоянно прокручивающиеся в нашем сознании, тоже своего рода механизм духовной самозащиты, как нечто устойчивое, в противовес изменчивому, зыбкому, сиюминутному, ненадежному…Таким образом задача перед любым обществом – изменить отношение к ним всех в целом и каждого человека, перестать видеть в них торможение и рутину, но прежде — магию повторов, воспламеняющих наше сознание.

26 моих эссе (очерков-размышлений) под рубрикой «Вечные ценности» из номера в номер в течение нескольких лет публиковались в журнале «Природа и человек.XXI век”, после чего один из читателей написал, что эта тема — находка журнала, потому что, «если еще тридцать или сорок лет назад, когда перед страной все еще стояла цель – построить коммунизм и воспитать нового человека, эта тема не сходила у нас со страниц печати и литературы, то есть она не была редкостью, то сейчас модны эгоизм, приколы, идиотизм, ирония, низведение и развенчание всех духовных и нравственных ценностей.»

Это так. Добро на первый взгляд однообразно и неинтересно. Потому и журналистам и писателям интереснее писать о зле, а актерам интереснее играть злодеев. И к поговорке «От добра не ищут» прислушиваются сейчас немногие, потому что мир катится к пропасти разнообразия, размывания границ и норм. Мы теперь стремимся одновременно ко всему, оставляя на потом то важное, что надо сделать в жизни, забывая фразу короля Пруссии Фридриха Великого (1712-1786) «мы хотим всем завладеть, как будто у нас есть время всем обладать». Так что к  добру и высоким истинам надо себя понуждать, потому что как физические упражнения для тела, это духовные упражнения для души. К злу мы и сами скатываемся, причем, без всяких усилий. А вот к добру — путь в гору.

И помощниками на этом пути всегда были и есть и будут ценности, которые принято считать общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и для всех людей. К ним относятся:

праведливость, красота,

достоинство,

чувство долга,

добро,

общественная польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.

А еще  верность и

преданность,

любовь к детям и

своим близким,

к своему народу и

Отечеству.

Есть ценности преходящие, которые меняются в соответствии с уровнем развитием общества. Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире ни происходило, какие бы новшества ни придумывали бы, вечные ценности играют важную роль в жизни каждого человека, каждого из нас. Без них человеку не на что опираться, нечем духовно развиваться и чувствовать себя человеком. В добре, красоте и справедливости раскрывается наш духовный потенциал. Без высших ценностей прожить жизнь достойно трудно, если не сказать — невозможно.

А еще к привычным вечным ценностям в можно добавить темы, над которыми всегда интересно задуматься:

простая жизнь,

в поисках смысла,

круг жизни,

вера,

молитва,

песня,

источник,

старые письма.

 У всех  свои Вечные ценности. Поэтому каждый, наверное, к известным и устоявшимся ценностям добавляет в течение жизни какие-то свои…

Для рода и семьи это важно – выработать свои родовые ценности, чтобы следующие поколения им следовали и по ходу собственной жизни добавляли что-то свое, обогащая память рода. Это важно, поскольку всегда будет островком здравого смысла среди духовного мусора, который постоянно накапливается вокруг нас.

Предисловие

Как часто в жизни мы просто живем, живем обычной земной жизнью, в беспрестанных делах, заботах, а кто-то рядом с нами все время делает открытия. А мы не удивляемся этому, даже не замечаем. С одной стороны, потому что открытия делают дети, а мы, взрослые, сами открытия делать перестали.  А с другой…, наверное, потому что видеть в обычном необычное это Божий дар, который не всем дается.

У Германа Арутюнова этот дар есть. Я тридцать пять лет выписываю журнал «Природа и человек» и в 1988 году сразу заметил в нем появление нового автора. Первая его статья «Я мыслю образами» была посвящена женщине-факиру Светлане Тим. Помню, меня тогда поразило его открытие – среди причин, почему хождение по острым саблям не причиняет ей вреда, он выделил мысль о единстве «поля», которая помогала факиру. Светлана представляла себе, что ее тело и сабли — это единая среда. Точно так же как йог, перед тем как выпить соляную кислоту, представляет себе, что он и кислота — это одно целое. И кислота не причиняет ему вреда.

Открытие было вроде бы не глобальным, касалось редкого, не типичного явления. Ну, в самом деле, многие ли из нас ходят по саблям, а поэтому так ли уж важно, что помогает не порезаться? И в то же время мысль о единстве «поля» ему тогда показалась интересной, пошли аналогии. Сразу вспомнились слова Маугли «Мы с тобой одной крови, ты и я» из «Книги джунглей» Р.Киплинга, слова, которые помогали снимать все различия, напоминая о единой природе всего и вся на этой планете.  То есть узкое одиночное явление (хождение босиком по саблям) вывело на всеобщность.

Так вот и теперь, Герман пишет о вечных ценностях, вроде бы привычных для всех нас понятиях, но в каждой главке свои открытия и в каждой один и тот же «мотор» — повторы. Кто из нас задумывался о повторах, как о механизме преобразовании материальной энергии в духовную? Почему в компьютере повторы не рождают ничего нового, для этого нужна новая программа, а у живых существ при повторах (например, мама-волчиха учит волчат охотиться) возникают новые качества?

Оказывается, при определенном количестве повторов происходит переход количества в качество. Скажем, шаман, чтобы вызвать дождь,  танцует вокруг костра и бьет в бубен. Сколько кругов он должен сделать и сколько раз должен ударить в бубен, чтобы пошел дождь? А это зависит от многого: его состояния (запас энергии) и настроения, состояния среды (костер, публика, музыка, погода), каких-то мелочей (удобные унты, добротная малица), чистоты настройки на иные миры. Но, чтобы все это сработало, он должен танцевать, делая одни и те же движения, совершать повторяющиеся круги вокруг костра, Тогда на каком-то витке «цепь замкнется, и по ней пойдет ток.»

Так и с вечными ценностями…Сколько раз каждая из них должна прокрутиться в сознании ребенка, чтобы стать ценностью и тем более вечной, то есть превратиться в оберег? Никто не скажет. Но одно точно: если не пропускать их через себя, не осмысливать, не обсуждать, если не включать механизм повторов, ничего не будет.

Повторы действуют не только в священных и намоленных местах (святилищах, храмах, мемориалах), где совершаются чудеса, но и в толще самой обычной жизни, которой все мы живем. Известна общая для всех фраза, с которой обращаются к каждому из нас, и которую каждый из нас не однажды произносит: «Сколько раз я тебе говорил (говорила), а ты только сейчас делаешь…» Потому и делают, что сколько раз говорили…Не важно, после скольких раз доходит, важно, что без повторов дошло бы не скоро. Или вообще бы не дошло.

Почему во всех монастырях монахи по много раз переписывали священные книги? По той же причине – чтобы сработал священный механизм повторов. Почему в тибетских храмах монахи постоянно крутят барабаны с записанными на них  изречениями мудрых? По той же причине – чтобы сработал священный механизм повторов. Почему последователи Хари Кришны постоянно поют одни и те же мантры? По той же причине – чтобы сработал священный механизм повторов. Почему я сейчас все это повторяю? По той же причине – чтобы сработал священный механизм повторов.

Странно, что о таких, казалось бы, очевидных вещах никто не говорит и не пишет. То есть, конечно, говорят и пишут, но, не выделяя повторы, как волшебный механизм. Это делает автор этой книги, спокойно, рассудочно, без архимедовского выскакивания голым из ванной и криков «эврика», но последовательно и, повторяясь, зная, что повторы сами сыграют свою роль.

Как в забавном ирландском лимерике (шутливом стишке):

                      «Жил на свете ревнивый супруг

                      Запирал он супругу в сундук.

                      И на все возраженья,

                      Тихо, без раздраженья,

                       Говорил ей: пожалте в сундук!»

Георгий Дьяченко, историк, философ.

Книгу читать можно здесь.


You May Like This

Добавить комментарий