ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Герман Арутюнов: Глава VI. «Часослов бытия. Духовные камертоны. Тайные механизмы Евангелия.»

Евангелие, как и часослов, — это фактически годовой циферблат невидимых часов, которые рассчитаны на весь календарный год. Если читать каждый день по главе из Евангелия и по две главы из деяния Апостолов (они обычно всегда включаются в одну книгу вместе с Евангелием), то примерно в одно и то же время завершается весь круг чтения Нового Завета.

И в христианском богослужении — Божественной Литургии, чтение Евангелия является основой первой ее части, которую иногда называют «Литургией Слова». При этом сами Евангелия (все четыре) поделены на чтения таким образом, чтобы за год были прочитаны все четыре Евангелия.

Почему в храмах священники и в своих проповедях и прихожанам на исповеди советуют и даже увещевают читать Евангелие? Наверное, потому что, как говорят, есть намоленное место, а тут, только представьте себе – намоленное Слово! И вот это намоленное Слово, высокое, усиленное ритмом, хочешь ты или не хочешь, входит в тебя, проходит сквозь тебя и что-то меняет в тебе…

Открыв Евангелие

Многие батюшки советуют прихожанам читать Евангелие сердцем, то есть не пытаться понять, а скорее почувствовать что-то для себя. И это правильно, потому что мозг всегда анализирует, а это значит и оценивает и сравнивает. И это, как ни странно, и убивает Евангельский текст. Потому что оценка и критика, как правило, нацелены на разрушение, как отношение ребенка к игрушке, когда он хочет посмотреть, что у нее внутри.

Искать в Евангелии интерес, значит уподобиться хирургу, который вскрыл череп мертвого человека, чтобы посмотреть, есть ли в мозгу ум. Но при выключении критического отношения и познавательного интереса Евангелие может начать открываться с самых разных сторон. И на вопросы, которые сразу или не сразу возникают при чтении, никогда ответы не приходят сразу. А, если приходят, то не логически и последовательно, но иносказательно, ассоциативно, наводя на какие-то новые мысли и чувства.

Во всяких пояснительных книгах к Евангелию подчеркивается, что для их правильного восприятия, следует внимательно относиться к повторяющимся словам, выражениям, образам. Такие повторения не только создают свой ритм, превращающий чтение в обряд, но и позволяют читать Евангелие вслух, что и предполагалось при написании этой книги. Ведь Евангелие создавалось в период поголовной неграмотности и как раз и предназначалось для передачи из уст в уста.

Мы, представители современной письменной и печатной европейской цивилизации, привыкли избегать одинаковых слов, заменяя их синонимами. Но для духовных процессов повторения чрезвычайно важны – ища смысл в повторениях, ум его не находит и отключается, уступая подсознанию. А наше подсознание это аномальный канал приема и передачи информации, соединяющий нас с Ноосферой, с всемирным банком информации, с Богом.

Вот почему все духовные тексты, например, молитвы, полны повторений. И, когда мы читаем молитву, она нас не раздражают, потому что мы отключаем сканер мозга, его критический отдел, не оцениваем и не сравниваем. Просто повторяем одни и те же знакомые слова, растворяясь в произнесении одних и тех же знакомых слов. Поэтому мы можем несколько раз подряд читать одну и ту же молитву, нисколько не раздражаясь. В обыденной жизни такое однообразие давно бы вызвало внутренний умственный бунт.

Типичный пример – стихи. В них повтор создают рифмы, в которых повторяются одни и те же сочетания звуков. Вот почему Даниил Андреев (он пишет об этом в своей книге «Роза мира»), когда ему было особенно плохо в сталинском концлагере, он начинал про себя читать стихи. И ему не только становилось легче, он просто воспарял душой к небесам, забывая и про лагерь, и про голод, и про издевательства охранников.

В Евангелии много повторений

Такую же магическую роль играют песни. Мы поем их, когда нас переполняют чувства, когда хочется чего-то большего, чем обычная жизнь, когда, как говорят, «душа под парусом, наполненным ветром перемен». Мало того, что в песнях работают стихи с их рифмами, но здесь есть еще и припев, который несколько раз повторяется.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что нужно так обучить свой ум, чтобы он буквально плавал в словах Священного Писания, в словах Евангельских. И он носил Евангелие в котомке за плечами и в течение недели прочитывал весь Новый Завет. То есть в день по Евангелисту, и в оставшиеся дни — Деяния, Послания и Апокалипсис.

«При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей…- говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия. Старайся исполнять его заповедания , читай его делами…»

Почему обязательно в храмах во время службы постоянно звучат те или иные главы Евангелия? Почему по православному радиоканалу «Радонеж» постоянно идут библейские и евангельские чтения? Почему и говорят батюшки прихожанам не только на исповеди, но при любом общении: «Читайте Евангелие…хоть по главке в день, перед сном. Почему перед сном? Потому что к вечеру суета дневная в душе, как муть, оседает, и сознание проясняется, как очищается поле для новых семян.»

Раньше я думал, что библейские фразы с повторами «своя-твоя», это просто примитивность текста, его древность, когда народ был не изощрен в уме, и язык его таким и был, простоватым и примитивно повторяющимся. Например, в одной из заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе…» А теперь вижу, что эти местоимения, кажущиеся лишними, это обращение к читателю, как к близкому человеку. И в то же время это плавное завершение фразы, чтобы в целом текст был певучим и равномерным, как стихи, как повторяющиеся в них рифмы. Стихи ведь трудно воспринимать обыденным сознанием, только высоким настроем души. Так и Священное Писание.

Это те же настрои и мерности, которые, как камертон держит строй музыки, так чтение Евангелия, ее притчевый, почти стихотворный ритм, равномерность, пафос (возвышенный строй), ее повторы одних и тех же слов (твоя, своя), упоминаемые чудеса…все это держат наш духовный настрой, нацеливает, на высокое, светлое и хорошее…подстраивает струны нашей души, переводит наш переключатель режимов души на духовное, где чудеса — такая же реальность, как и жизнь.

Сдвигается переключатель, и не то что мы слепо начинаем верить в то, во что раньше не верили, но начинаем чувствовать нечто, видеть и слышать то, что раньше не видели и не слышали. А с непонятным уже не будешь вести себя так, как с очевидным, и не поспоришь с таким неистовством, потому что душа в смятении. С непонятным уже хочется понять, разобраться, согласиться, что, по крайней мере, пусть оно будет, непонятное.

Слово из Евангелия

Да и не должно быть все понятно во все время познаваемом мире. Ведь, пока мы что-то новое осознаем, пока идет процесс осознания, это новое знание открывает новые области непознанного. Смущение перед непонятным должно перейти в смирение, тогда спокойствие души будет сохранять зеркало души чистым, что позволит четко видеть в нем новые истины.

Отдельные эпизоды Нового Завета — это архетипы повторяющихся явлений нашей жизни и нашей реакции на жизнь.

Например, Благовещенье – это ожидание благой вести, через которое за всю нашу жизнь не раз проходит каждый из нас.

Или Сретенье – это долгожданная встреча, которую заслуживаешь своим ожиданием и после которой что-то может кардинально измениться в нашей жизни.
Или Поклонение волхвов – это тема поклонения, которая означает одновременно и смирение и движение вверх духа, вслед за Тем, кому поклоняешься.
Или Возвращение блудного сына – это позднее раскаяние и прощение, которых можно ждать годы и не всегда дождаться.

Эти повторяющиеся явления жизни и наша реакция на них, запечатленные в Евангелии, входя в нас, уже сами по себе поднимают нас над нашими мелкими повседневными делами. Но, кроме этого, они так преподносятся в Евангелии, они так пронизаны смирением, что объединяют нас с миром и с Богом. И через свою архетипность (миллионы людей проходят через это, переживают это же самое) и через усмирение всех бурь в душе. Так что душа становится зеркалом и в нем, уже чистом от эгоизма и низких помыслов, ты видишь Бога.

Даже просто читать про то, как должно поступать – уже настройка. «Отдай все свое имущество бедным и будь, как птицы небесные, Потому что все, что наживаем в этом мире, может мгновенно исчезнуть, быть отнято, разрушено, украдено…А то, что отдал бедным, навеки с тобой останется…» Вот чему учит Священное Писание.

Абсурдно, понимать это как буквальное руководство к действиям…Не идиоты же все. Но читается, как-то входит в сознание и осветляет его…

Евангелие Ивана Грозного 1571 г.

В некоторых главах Евангелия скрыты истины, которые выражают нашу главную душевную потребность, хотя зачастую мы даже себе в ней не признаемся. Это желание, чтоб хоть кто-то заинтересовался нами, захотел узнать, о чем мы думаем, что чувствуем, захотел нас послушать. А мы вместо этого хлопочем, что-то обустраиваем, потому что нам кажется, что это важнее.

Между тем как это шелуха жизни, а не ее суть.

Как в главе Евангелия от Луки (гл.10,п.38) рассказывается:
«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала:
«Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.»
Иисус же сказал ей в ответ:
«Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.»

«Читайте Евангелие и нехотя, — советовал святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 – 1908). – «Иные говорят: «Мы Евангелие прочитали и знаем его, зачем же еще читать?» или «В церкви все читают, священнодействуют, поют одно и то же, а одно и то же наскучивает…»

Чтение Евангелия, благоговейно совершаемое, укрощает страсти, очищает грехи с верой и покаянием молящихся, препоясует силой свыше, соединяет с ангелами и с самим Богом…»

Столько картин Средневековья и Возрождения на библейские темы. Все великие художники разных времен писали картины на темы Троицы, Сретения, Благовещения, Поклонения волхвов, Введения во храм, Возвращения блудного сына, Тайной вечери, поцелуя Иуды, Успения, Воскресения.

В Евангелии много притч, заставляющих думать

Почему и писали художники картины на библейские сюжеты, что сюжеты эти отобраны временем, что они включают в нас высокое начало, вплоть до предназначения, включают духовные волны разных времен, палитру чувств и поступков всех поколений наших предков, в то время как в обычной жизни у нас в руках только палитра нашей одной маленькой жизни и все. Вот и сравни тут, с какой палитрой какую картину напишешь…

Какие фрагменты Евангелия можно включать в Часослов? Те, которые ложатся на сердце, которые оказались или показались близки кому-то в роду, которые как-то повлияли на вашу или чью-то жизнь. И, если представить себе наше родовое древо волшебной арфой, которая звучит от прикосновения всех поколений, то неважно, из какого времени и каких струн этой арфы, мы касаемся. Важно, что она звучит, и ее музыка держит родовой строй…

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Оставить комментарий