ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Герман Арутюнов: Глава VI. «Часослов бытия. Духовные камертоны. Кузнечанка — символ познания.»

«Есть на земле символы тайных явлений.
Кто-то их помнит, а кто-то о них и не знает.
Но, стоит встретить, и силой загадочной движет
Нас эта тайна и манит раскрыть поскорее…»

Эти слова древнеримского поэта и философа Тита Лукреция Кара (99-55 гг. до нашей эры) можно отнести ко многим интересным моделям жизни, в том числе и к матрешке, как символу движения к истине. Есть в ней какая-то харизма (от греческого «?????», что значит «прелесть, милость»), которая притягивает.

Конечно, первые матрешки делались, наверное, еще в Древнем Египте, а, может быть, и раньше. Разве что это были не игрушки, а предметы культа. А эта «родилась» в городе Новокузнецке в 1993 году в Товариществе художников и мастеров народных промыслов «Творчество». Она — это матрешка, ставшая горожанам родной и получившая имя «кузнечанка», как будто всегда здесь и была. Придумала ее Маргарита Леонидовна Даутова, архитектор по профессии и художник по призванию.

М. Даутова

Когда возникает нечто новое (песня, танец или промысел), всегда интересно проследить, как возникла идея, как это произошло, как развивается и что будет дальше. Тем более удивительно рождение новой матрешки, что игрушка эта, появившись в начале прошлого века, на протяжении десятилетий не менялась. Казалось бы, что тут можно придумать нового?

Поэтому «открытие» Даутовой сначала многими было встречено скептически — с одной стороны рынок переполнен традиционными матрешками, а с другой — отступление от канона искусствоведами воспринималось как китч, низкопробное искусство. Тем не менее, за несколько лет в Новокузнецке не только не перестали изготовлять эти новые матрешки, но и наладили их производство, создав десятки разнообразных моделей.

Что же такое сделала Даутова с «неприкасаемым эталоном», если это позволило ей растопить сердца и завоевать рынок?

— Тогда у меня, как у искусствоведа, — вспоминает директор ООО «Творчество», где работает М. Даутова, Людмила Ивановна Бендас, — не было желания плодить традиционных матрешек. Но, когда я посмотрела, что делает Маргарита, мне стало интересно. Ее матрешки «играли».

Л. И. Бендас

Чтобы понять это выражение «играли», надо сравнить типичную матрешку с «кузнечанкой». Первая статична — неподвижны лицо, руки, одежда. Правда, в этом есть свой резон — внимание переключается на декор, который играет главную роль. «Кузнечанка» же подвижна, непринужденна, имеет свой игривый характер. Исчезает чопорная красивость, и появляется очарование непосредственности. Она более провинциальна, без столичного лоска и внешней благопристойности. На первый план выходит лицо с его многообразной гаммой чувств. Важное значение играют также ручки. Они начинают двигаться, как бы подыгрывая изменениям выражения лица.

Игривый характер («Кокетка»)

«Кузнечанка» «подпитывается» традиционными русскими видами росписи по дереву («Хохлома», «Городец»), но эти росписи видоизменяются, проникают друг в друга, становятся порой совсем неузнаваемы.

Настоящим телеэкраном становится обыкновенный фартук, на котором появляются то сказки, то детские потешки, то архитектурные виды города, то сюжетные лубочные картинки.

Еще одной особенностью Кузнецкой матрешки являются пышные цветкообразные рукава, заканчивающиеся полукружьями лепестков, выполненных в два – три цвета. Сами рукава заполняются незатейливыми цветками или горошком.

В кузнецкой матрешке основным традиционно остается женский образ, но нередко он чередуется то с образом русского мужичка, то озорного парнишки. Это и «Ваньки-встаньки», и сибирские мужички из серии «Страницы истории города» и осанистые купцы из комплекта «Иван Иванович». Возрастных пределов для Кузнецкой матрешки не существует: от карапузов из матрешки «Баюшки-баю» до бабушек и дедушек в матрешках «Бабушкины ладушки».

То ли русский мужичок, то ли озорной парнишка («Гуляки»)

Кузнецкую матрешку можно условно поделить на несколько групп…

Матрешка-образ

В этой игрушке каждая матрешка имеет свой характер. Здесь играет роль каждая мелочь: и форма заготовки, и выражение лица, и положение ручек, и костюм, и цветовая гамма. К этой группе относятся такие серии, как: «Глафира Петровна», «Иван Иванович», «Семеновна», «Кулема», «Зинка», «Кокетка», «Ивановы», «Сидоровы», «Страницы истории Новокузнецка», «Провинциалка» и другие.

«Провинциалка» — это девочка, взирающая на мир доверчиво и удивленно, еще не знающая зла и принимающая мир радостно и открыто. Выросшая в единении с природой, любующаяся восходами и закатами, каждым цветком и птичкой, она не похожа на искушенных жителей крупных городов, знающих «что почем и почему».

«Семеновна» – крепко сбитая тетушка, готовая и частушку пропеть и в пляс пуститься.

«Семеновна»

«Кокетка» — это девчушка, рано понявшая неотразимость своей женской красоты, играющая без фальши и радостно одаривающая всех искрящимся кокетством.

«Зинка» — озорная девчонка. Выпал первый снег, а она тепло укутанная, выскочила на улицу…Лицо раскраснелось от морозца, волосы припорошены пушистым снегом. Зинка щурится от ослепительно-белого снега, и душа ее так же чиста, как и этот первый снег.

Игровая

Играя с ней, ребенок не только развлекается, забавляется, но и получает определенные знания, подсознательно усваивает этапы открытия истины. У детей развивается речь, творческое мышление, внимание. Она учит различать добро и зло, воспитывает любовь к людям и животным. На фартучках написаны тексты. Темы самые разные: сказки, былины, поговорки, пословицы, скороговорки, детские песенки, стихи, потешки.

К этой группе матрешек относятся: «Бабушкины ладушки», «Пошел котик на Торжок», «Репка», «Да, были люди в наше время», «Русские сказки», «Тараторки», «Сказка о снегурочке», «У Аленки в гостях», «Корова да курочка», «Курочка ряба», «Баю-баюшки», «Ах, эта свадьба» и другие.

«Ах, эта свадьба»

Вот, например, серия «Бабушкины ладушки». Это милая, добрая старушка, забавляющая внуков народными потешками, которые и ей когда-то рассказывала такая же умудренная жизнью бабушка. На фартуке у ней картинки на темы прибауток. Они не только развлекают ребенка, но и оживляют присказку, помогают вспомнить любимые стишки.

Матрешка-настроение

Матрешки этой группы передают самые разные чувства и переживания – от безутешной печали до неудержимой радости. Главное внимание здесь уделено лицу и положению ручек. Декор же отходит на второй план, он значительно скромнее, чем на матрешках-сувенирах.

К этой группе относятся комплекты: «Летние мечтания», «Танюха-горюха», «Уморилась», «Под солнышком», «Взгрустнулось девице», «Пришли девчонки», «Сережкины ромашки».

Вот матрешка «Уморилась». Полдень… Жара… Встала хозяюшка ранехонько, уж и так наработалась с утра по дому, да еще и в лес по ягоды пошла.. Набрала полный кувшин, остановилась передохнуть, дать отдых уставшим рукам, да и не заметила, как ягоды рассыпала.

А вот матрешка «Сережкины ромашки». Самого Сережки нет, есть только его подружка, девчоночка с ромашками в руках. Можно проследить, как меняется ее лицо, какие чувства оно выражает: смущение, испуг. Тихую радость…

Семиместная матрешка «Пришли девчонки стоят в сторонке» — иллюстрация к известной песне. Пришли девчонки на танцы в надежде встретить своего суженого. Характеры и настроение у всех разные: у одной глаза наполнены грустью, она вот-вот заплачет и кажется уже не надеется встретить своего принца; другая, в противоположность ей, ничуть не грустит, а кокетничает и свысока поглядывает на кавалеров из-под слегка опущенных длинных ресниц; третья девушка мечтает, ее небесно-голубые глаза задумчиво смотрят вверх, она нежна и романтична.

Сувенирная

Эта матрешка предназначена в основном для гостей города. Ее отличительные особенности: спокойное торжественное лицо, богато декорированный платок, передник с применением золотой, серебряной и перламутровой красок; изображение на фартучке архитектурных ансамблей города. Образы отличаются друг от друга настроением и отношением к городу. От лирически мечтающих о процветании нашего города, о домашней уютности родных уголков («Здесь будет город-сад», «Любимый город мой», «Новокузнецк провинциальный»), до торжественно сдержанных и гордящихся тем, что уже создано («Кузнечанка», «Кузнецк исторический», «Кузнецк юбилейный», «Кузнецкая краля»). К этой группе можно также отнести матрешку «Творчество», на которой отражена деятельность предприятия.

Сюжетная

По композиции эта группа матрешек представлена в двух вариантах. В первом – сама матрешка является действующим лицом изображаемого сюжета («Кашка-малашка», «Музыканты», «Моцарт», «Летняя пора», «Распевочки», «Посиделки», «Кумушки», «Хор» и другие).

«Музыканты»

«Пропоем мы вам частушки»

Во втором — сюжет размещается на фартуке. А сама матрешка как бы наблюдает за происходящим или «озвучивает» его («Пропоем мы вам частушки», «Проталинки», «Пора любви», «Сказка о снегурочке» и другие).

«Посиделки»

Вот десятиместная матрешка «Посиделки». Главным действующим лицом здесь является гармонист, веселый, добродушный, симпатичный человек, «первый парень на деревне». Остальные персонажи заняты кто чем: кто щелкает семечки, кто самозабвенно поет, кто жует бублик, а кто …влюбляется…

Становление промысла

Понятно, что без талантливых и фанатично преданных своему делу художников «Кузнечанка» бы не появилась. Но появиться мало. Надо еще и выжить. Художников, чтоб они творили, нужно поддерживать, причем, не только материально, но и морально, укрепляя их убежденность в правильности того, что делают.

И, если б не директор ООО «Творчество» Людмила Ивановна Бендас, кто знает, как бы все повернулось. Искусствовед по профессии, сотрудник художественного музея и педагог (преподавала в художественном училище эстетику), она понимала, что каждая традиция начинается с чего-то нового. А там уже время рассудит и нестоящее отсеет. Ведь именно благодаря преодолению канона появились вятская и башкирская, кировская и киргизская матрешки. Будучи убеждена, что народный промысел это живое дерево, которое в каждом регионе и в разные сезоны должно приносить новые плоды, она не только поддерживала Даутову в ее фантазиях, но даже подталкивала – на движенье, на наклон головы, на поворот руки.

Сколько было стихийных «художественных советов», когда по той или иной модели высказывались все работники объединения. Или даже так: приносимые ей новые образцы Людмила Ивановна ставила у себя в кабинете – «на проверку временем», кто заходил, спрашивала его мнение. Так из пробных вариантов закреплялись лучшие.

С другой стороны в любом деле на одного творца должно быть не менее десятка способных исполнителей. И здесь Бендас не открыла Америку, но зато механизм вовлечения людей в творчество использовала максимально. Уже тогда, в 1993м, когда ей, сотруднику художественного музея, в Управлении культуры предложили открыть салон декоративно-прикладного искусства, она решили про себя, что «мало только продавать, надо и своих мастеров выращивать.

И тут как нельзя кстати оказались полезными ее связи с центром занятости. Был заключен договор на обучение в ООО «Творчество» людей вышиванию, плетению кружев, росписи по дереву. Большинство желающих – женщины с высшим образованием, оказавшиеся без работы. В итоге за 10 лет через объединение прошло более двухсот человек, получивших полезные навыки рукодельничества и азов мастерства. Более тридцати человек осталось с промыслом.

Первый год был временем собирания людей, набором кадров. Приглашали в преподаватели и вышивальщиц и коклюшечниц, потому что не знали, пойдет ли матрешка, приживется ли.

Второй год стал периодом вырабатывания своего стиля, изучения традиций, сопоставления с ними своих программ. Что-то черпали в мезенской росписи, что-то – в городецкой или хохломской.

На третий год некоторые мастерицы уже задумались о более фундаментальном образовании. А, поскольку число образцов росло, то в это же время возникла мысль о формировании своей коллекции матрешек.

На четвертый год у объединения открылся свой выставочный зал. Стали ездить по ярмаркам и выставкам, изучать спрос, сравнивать свои матрешки с другими. С удовольствием убеждались, что их ничуть не хуже, а во многом интереснее.

Повезло Л. Бендас со товарищи еще и в том, что благодаря поддержке администрации города помещение под салон декоративно-прикладного искусства им выделили в центре города. Общая площадь более 300 кв. метров позволяла разместить и магазин, и учебные классы, и мастерские, и выставочный зал. Да еще разрешили открыть киоск в здании мэрии.

— И, тем не менее, — улыбается Людмила Ивановна, вспоминая, — первые два года наши матрешки никто не брал. Ведь о них ничего не знали, да и странными они всем казались. Поэтому на первых порах нас выручала продажа других изделий народных промыслов. А «кузнечанку» предлагали покупателям, буквально уговаривая каждого хотя бы присмотреться к ней.

Рассказывали, какая она необычная. Везде (во Дворцах и домах культуры, театрах, выставочных залах, культурных центрах), где были какие-то мероприятия (выставки, праздники, торжества, фестивали), мы приезжали со своим столиком и выставляли матрешку. Тем самым мы приучали народ к ней, объясняли, почему у ней так наклонена головка, почему всплеснуты ручки, почему глаза не «деревянные», а такие выразительные.

Конечно, промысел еще раскручивать и раскручивать. Л. Бендас сама грустно признается: «Я все мечтаю, когда к нам придет из Института сервиса молодой менеджер и начнет нас рекламировать, используя все механизмы коммерческого рынка, но пока у нас именно таких специалистов дефицит. Ведь сколько возможностей…»

Возможностей для развития промысла действительно море. Главную роль тут играет сама матрешка, ее уникальность и величие, как жизненного символа. Не случайно люди, глядя на нее, улыбаются, им становится легче на душе. Может быть, потому что матрешка – символ доброго женского начала, женской веселости, задорности, добродушия, всего того, что не хватает в жизни нам всем: и мужчинам, и женщинам, и детям. Румяная улыбчивая продавщица, официантка, парикмахер, нянечка в детском саду, дворничиха, почтальонша, диспетчер ЖЭКа…как нам не хватает их, именно таких в нашей обыденной ежедневной жизни. Независимо от пола и возраста мы все неосознанно мечтаем именно о таком образе государства, его образном воплощении заботы о нас.

С другой стороны матрешка со спрятанными внутри себя своими копиями, даже будучи в единственном экземпляре, представляет собой коллектив, и это тоже неосознанно воспринимается каждым человеком. Матрешка, глядя на нас улыбается, и внутри нее улыбается все пять, семь или десять ее копий. Она рада нам, любит нас, готова нам помочь и все это пяти, семи, десятикратно! Теперь понимаете, почему нам всегда так приятно ее видеть? Это как символ улыбчивого, доброжелательного человечества, которое живет для нас, повернуто к нам своей солнечной стороной и ждет от нас такого же простодушного теплого приема.

Кроме того, эта череда спрятанных одна в другой форм представляет собой символ преемственности рода, передачи всего ценного из поколения в поколение. А еще это древний магический цикл передачи энергии. Как кощеева смерть, которая в игле, игла – в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц — в сундуке, сундук стоит на высоком дубу, а дуб растет на острове

Буяне посредине моря. И в то же время эти формы одна в другой — как ступени раскрытия истины, путь к которой долог, стадиями развития, ступенями восхождения.

Вот почему идея нескольких оболочек, покрывающих ядро, проходит сквозь все мировые мифы, сказки и сказания. Вот почему матрешка – символ познания и символ чуда, которое всю жизнь до старости теплится в каждом из нас с детства. Что там скрывается внутри внешней матрешки? Что в следующей? Что дальше? Что в самой маленькой? Ведь самые серьезные взрослые – те же дети, играющие на бирже, на тотализаторе, на лошадиных бегах, в карты, в гольф, в футбол, в корриду и еще в тысячи детских игр, называемых серьезным взрослым словом, но проявляющих, к сожалению, в нас не всегда светлые добрые чувства. Матрешка же всегда свет и только свет! Это образ, который может выразить и любого человека, и предприятие, и фирму, и город, и страну, и даже планету Земля…

«По морозцу»

Представьте себе, что какой-то художник сделает вас в виде матрешки, причем, выразит самые светлые и лучшие ваши качества. Разве этот образ стыдно будет показывать гостям? Представьте, какой это интересный и приятный для хозяев повод для разговора. То же самое — образ фирмы, школы, ресторана, булочной, сауны, больницы или санатория… То же — образ города…Не лучше ли каждый день смотреть на подобный светлый улыбчивый образ, чем на свое ежедневное выражение лица или на трубы дымящих городских ТЭЦ?

У «кузнечанки» есть будущее. Л.Бендас собирается обратиться в Городскую Думу с предложением включить в герб города матрешку, как символ местного промысла, которым можно гордиться. Есть же на гербе Новокузнецка лошадка, кузница и домна, почему же не быть матрешке? И, возможно, если и не с первого раза, но депутаты могут эту идею поддержать. Пошли ведь они навстречу объединению, предоставив льготы по аренде помещений, хотя многим другим было отказано.

Много и других планов

Можно делать матрешки для каждого городского района, для булочных, для хозяйственных магазинов, для ВУЗов, школ, училищ, детских садов, домов культуры, театров, музеев.

Можно освоить все мужские и женские имена, если учесть, что из женских имен уже есть «Наташка», «Иришка», «Леночка», «Маняша», «Фрося», «Манечка», «Фенечка», «Груша». Пусть лучше дети просят родителей купить им матрешку со своим именем, чем круглый безликий значок-пуговицу западного образца.

Можно начать осваивать фамилии, начиная с самых распространенных: Ивановых. Смирновых, Кузнецовых. Когда интерес к своему родовому древу выйдет за рамки конкурса «Одаренные дети» и многие начнут интересоваться своей фамилией, матрешки-фамилии будут очень популярными. Если будет открыт музей фамилий, они в первую очередь займут там достойное место.

В каждой семье по идее должна быть матрешка рода, которую можно было бы доставать при важных событиях (рождение, крещение, похороны, проводы в Армию, на войну, болезнь как повод для встречи с родственниками, в гости друг к другу) Рода, в котором самая большая матрешка – глава, старший, с него все пошло. А самый маленький – это только что родившийся человечек. Он – внутри, как зернышко, которое посеяли, и оно должно еще взойти.

Семейная матрешка уже и сейчас востребована. Недавно в новокузнецкий салон зашли американцы, муж с женой, и спросили, можно ли сделать матрешки для каждого члена семьи, с индивидуальными особенностями и забавными чертами. Например, сын у них служил в американской армии, и они хотели, чтобы он был в форме американского солдата. Заказ был выполнен, матрешки отосланы за океан, и вскоре Л.Бендас получила из США толстое благодарственное письмо.

Есть мысль и о создании в Новокузнецке музея матрешки. Подумывает Л.Бендас и о том, чтобы в административном здании у матрешки была своя витрина, а еще лучше целая комната. Более 200 комплектов матрешки уже сделано, и каждая имеет свое лицо, разве это стыдно показать гостям?

Постепенно налаживается контакт со школами. В салон и мастерские объединения приводят школьников учителя…И мастерицы выезжают в школы с открытыми уроками. Ведь они наработали опыт, методики, программы, многие уже сами преподают. Вот вам и преемственность.

Герман Арутюнов.

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Оставить комментарий