ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Светлана Рацевич: Из дневника дамы среднего возраста

Неаполь — третий по величине город Италии (после Рима и Милана) и самый крупный город Южной Италии. Столица области Кампания. Население самого Неаполя составляет примерно миллион человек, а вместе с пригородами — три миллиона. Город расположен в непосредственной близости от знаменитого вулкана Везувий. Есть международный аэропорт и крупный морской порт на берегу Тирренского моря.

Покровителем города считается св. Януарий, день памяти которого — 19 сентября — праздник города.

Первой цивилизацией, освоившей берега Неаполитанского залива, была ещё Древняя Греция. Именно Флегрейские поля в окрестностях Поццуоли считаются прообразом той мифической местности, где олимпийские боги сражались с гигантами. Основанный греками город носил название Партенопея.

После греков на эти земли пришли древние римляне, оценившие плодородность почв и живописность местности, к сожалению, они не учли активность вулкана Везувия. После разделения Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую) Неаполь принадлежал то первой, то второй, то считал себя независимым герцогством, то был частью Сицилийского королевства.

Неаполитанским королевством правила Анжуйская династия, потом Неаполь стал столицей Королевства Обеих Сицилий, управляемого Неаполитанскими Бурбонами, и только в 1861 году Неаполь воссоединился с остальной Италией — после объединения страны не без помощи Джузеппе Гарибальди. Следы всех этих событий хранит современный город Неаполь.

В 1224 году был основан Неаполитанский университет.

В XVII веке Неаполь насчитывал 300 тысяч жителей и был вторым по величине городом Европы после Парижа. Он был славен театром Сан Карло — самым большим в мире.

В октябре 1860 года в результате референдума был объявлен конец королевства и основание государства Италия.

Неаполь — город контрастов: он красив издалека, а вблизи шумен, тесен и порой омерзителен. В нём есть несколько симпатичных уголков и пара интересных музеев, которые можно посетить за один день. Остальное время лучше посвятить окрестностям, и хотя Неаполь — удобная база для путешествий по Кампании, остановиться приятнее где-нибудь ещё.

Исторический центр города (Centro storico) простирается на склоне холма между вокзалом (piazza Garibaldi) и улицами via Toleda — via Medina. Весь центр состоит из переплетения тёмных узких улиц, над которыми нависают дома в 4-5 этажей.

Хотя тут находится большинство неапольских древностей, гулять по центру не очень приятно. Если вы хотите полностью разочароваться в Неаполе, исследуйте кварталы, примыкающие к площади Гарибальди: по количеству грязи и общей обстановке они сильно напоминают чёрную Африку, да и контингент соответствующий. Из центра нельзя выйти к морю, путь вам преградит порт.

К западу от исторического центра Неаполь становится несколько лучше, улицы — чище, а окружение — приятнее. Лучшая часть города — мыс, на котором стоит Старый замок (Castel dell’Ovo), Пьяцца-дель-Плебишито (piazza del Plebiscito) и отрезок побережья в районе Villa Communale. Также хорош район Вомето (Vometo) на холме над городом: именно оттуда открывается классический вид Неаполя на фоне Везувия, от старого же замка вы увидите весь Неаполитанский залив и поднимающийся из волн Капри.

Главный неаполитанский транспорт — метро и фуникулёры, в отдельных случаях могут быть полезны автобусы и троллейбусы. Разовый билет стоит €1.10, билет на 90 мин — €1.60, на день — €4.50, на неделю — €15.80 (2018). Билеты представляют собой магнитные карточки, продаются в табачных лавках. В метро и на станциях фуникулёров встречаются билетные автоматы с английским интерфейсом, но даже служащие посоветуют вам ими не пользоваться, поскольку там вечно не работает то слот для монет, то терминал для карточек, то всё сразу. Билеты действуют только в пределах города. Для поездки в Геркуланум, Помпеи, Поццуоли понадобится отдельный билет.


Оформление станции Toledo

Весь городской транспорт принадлежит компании ANM (Azienda Napoletana Mobilità), сайт которой полностью на итальянском, но содержит всю информацию о маршрутах и расписаниях. По доброй итальянской традиции, некоторые маршруты существуют на бумаге и указаны на сайте, но по факту приостановлены из-за какой-нибудь вялотекущей реконструкции. Так, например, в Неаполе уже много лет не работают одна из линий метро и все маршруты трамваев (2018).

Отражения в эскалаторах станции Garibaldi
Метро Неаполя  состоит, по сути, из единственной линии 1, которая начинается у центрального вокзала (станция Garibaldi), проходит через центр (станции Università, Municipio, Toledo, Dante, Museo), выписывает хитрую загогулину и уходит на холм в район Вомеро (станция Vanvitelli). Линия 6 состоит из четырёх станций в западной части города, не пересекается с линией 1 и по состоянию на 2018 год не работает, ожидая продления к центру города. Линия 2 — суть городская электричка, делающая в центре минимум остановок и для поездок по городу практически бесполезная Режим работы: с 6 до 23 часов, днём интервал движения 9-10 мин, вечером увеличивается до 15 мин.

В Неаполе много глубоких станций. Выходы из них устроены иначе чем в России — не длинными эскалаторами, а чередой коротких. Подъём или спуск могут занять довольно много времени, поэтому не пренебрегайте лифтами, они сильно сокращают путь.

В архитектурном плане неапольское метро, как и везде в Италии — продукт экономичного строительства, однако новые станции оформлены симпатично, а местами даже нетривиально.

Особенно интересна Toledo, украшенная мозаиками и оснащённая детектором космического излучения, установленным здесь с целью популяризации науки. Если есть время, стоит посмотреть и другие центральные станции: почти на каждой есть какие-нибудь произведения современного искусства (Università, Dante) или археологические экспозиции (Museo, Municipio).

В метро безопасно и чище, чем по Неаполю в среднем. У входа на станцию всегда есть служащие, готовые помочь. Впрочем, как и везде в городе, опасайтесь карманников.

Станция Piazza Fuga, Funicolare Centrale
Фуникулёры в Неаполе больше похожи на наклонное метро: они идут по тоннелям и делают промежуточные остановки. Все фуникулёры взбираются на холм района Вомеро, куда также ведёт линия метро 1. По сравнению с фуникулёрами она делает большой крюк, однако время в пути получается примерно тем же, поскольку фуникулёры очень неторопливы. Тем не менее, проехаться ими хотя бы раз стоит. Особенно хорош запущенный в 1928 году и связывающий Вомеро с районом Толедо Funicolare Centrale, конечные станции которого, Augustea и Piazza Fugo — памятник архитектуры первой половины XX века. Два других фуникулёра, Chiaia и Montesanto, открыты ещё раньше (1889-91), но сейчас модернизированы и весьма утилитарны.Режим работы: с 7 до 22, интервал движения: 10 мин.

Сеть из трёх трамвайных маршрутов законсервирована. Число троллейбусных маршрутов постоянно меняется: в начале 2018 года они имеют трёхзначные номера 2ХХ или номера, начинающиеся на букву R. Также имеются два десятка городских автобусных маршрутов и пригородные.

Еда…

Неаполь, как и вся Южная Италия, буквально завален пиццей, которая бывает в формате фаст-фуда (прямоугольные куски по €2-3, высокие столики) и ресторанчиков-пиццерий, где кроме пиццы подадут пасту, салаты, а чаще всего и вторые блюда. Много подобных заведений на набережной via Partenope между старым замком и Villa Communale. Выглядят они довольно туристически и берут небольшую наценку за вид, однако качество, судя по отзывам, вполне на уровне. Дешевле же всего искать траттории-пиццерии вокруг нецентральных станций метро.

Маргарита

Местный бренд — pizza napoletana на тонкой лепёшке с «правильной» местной моцареллой (т.е. mozarella di buffala из молока чёрных буйволиц) и томатами Сан-Марцано (особый сорт томатов продолговатой формы, выращиваемых на склонах Везувия к югу от Неаполя). По этому принципу в городе делают всю пиццу, а самым классическим её вариантом является просто маргарита, где кроме томатов и моцареллы ничего нет. Неаполитанские разновидности пасты столь же незамысловаты и в прошлом были традиционной бедняцкой едой: например, pasta e fagioli (паста с фасолью), pasta e patate (паста с картошкой) и spaghetti alla puttanesca (спагетти с томатным соусом, чёрными оливками и каперсами; название происходит от слова «путана» — не удивляйтесь). Есть, впрочем, и элитные варианты, среди которых стоит попробовать spaghetti alle vongole — спагетти с моллюсками, а то, что во всём мире зовётся соусом Болонезе (томаты с мясным фаршем), в Неаполе известно под именем neapolitan ragù.

Из вторых блюд в Неаполе стоит попробовать polpi alla luciana — рагу из осьминога с томатами и острым перцем.

Слоёные булочки sfogliatelle

Неаполь — рай для любителей сладкого. В каждом кафе и булочной продают sfogliatelle — слоёные булочки в форме раковины (их американские аналоги зовутся не иначе как lobster tail), особый вкус которых достигается добавкой в тесто сушёных фруктов и лимонного ликёра. Эти булочки продаются сами по себе или со сладкой начинкой. Не менее популярны zeppole (пончики, украшенные заварным кремом) и десерты babà, т.е. ромовые бабы, которые щедро смачивают самым настоящим ромом, чего в России давно уже не случается.

Майя_Пешкова.

 

 

What's your reaction?

Excited
0
Happy
0
In Love
0
Not Sure
0
Silly
0

Вам понравится

Смотрят также:ПРОЕКТ: Я ВАМ ПИШУ

Оставить комментарий